В сфере птицеводства экологический ущерб может сказываться на окружающей среде в течение долгого времени. Специфика воздействия делает последствия трудно устранимыми и требующими дорогостоящих процедур по восстановлению. Возобновление нормального состояния и функционирования хозяйства является приоритетной задачей.
Загрязнение окружающей среды может привести к явным масштабным последствиям, типа мора птицы или к медленно вытекающим, типа ухудшения качества продукции (мяса, яиц). Все это приводит к экономическому ущербу для фабрик. Деятельность может быть приостановлена на неопределенное время.
Примером может служить неразумное расположение объектов дополнительной переработки отходов производства. Вывод трубы цеха сушки помета, для производства удобрений, без установки необходимого фильтра приводит к нарушению атмосферы на прилегающей территории. При этом загрязненный воздух может попадать в птичник. Последствиями будут ухудшение общего состояния птицы, уменьшение количества производимых яиц.
Разумным решением возникшей проблемы является увеличение высоты выводящей трубы и установка необходимого фильтрующего оборудования. Затраты на проведение работ и приобретение установки соизмеримо меньше, чем потери от остановки производства и уменьшения экономической выгоды.
Кроме всего прочего, нарушение основных правил может привести к судебному разбирательству при загрязнении воздуха. Это будет еще одним примера как экономия на самом необходимом становится причиной значительных потерь.
При разработке и планировании производства, необходимо учитывать массу мелочей. Иметь значение может расположение объектов, место сброса и переработки отходов, распределение мощностей и пр.
- Для определения химического загрязнения окружающей территории утвержден порядок проведения процедур (№61-5678 от 27.12.1993 Министерство охраны окружающей среды и Комитет России по земельным ресурсам и землеустройству).
- Экономический ущерб определяется в соответствии с типовой методикой оценки (1986г). Здесь учитываются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в результате производственной деятельности, аварий или техногенных катастроф.
- Оценка экологического ущерба в результате попадания в окружающую среду нефтепродуктов с учетом различных поверхностей (водоем, почва) происходит с применением «Методики расчета выбросов от источников горения при розливе нефти и нефтепродуктов» (приказ Госкомэкологии № 90 от 05 марта 1997г.).
- Оценка вреда нанесенному порядку проведения работ и организации, включает основание расчета размеров убытка по методическим указаниям от 06 сентября 1999 года.
Имеющиеся методики являются недостаточными для расчета экологического вреда в современных условиях. Привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не может быть состоятельным в полной мере из-за несовершенства системы оценки. Возможные претензии предъявляются по установленным правилам, описанным в законе «Об охране окружающей среды». Здесь указываются определенные факторы загрязнения внешней среды.
Среди постановлений№344 12.07.2003г. имеются следующие:
- Утверждение нормативов платы за выбросы в воздух загрязняющие окружающую среду от передвижных или стационарных источников, сброс веществ на поверхность или под землю:
- Чрезвычайно опасные вещества – 1739,2 р. за единицу размещения;
- Высоко опасные вещества – 745,4 р. за ед.;
- Умеренно опасные – 497 р. за ед.
- Малоопасные – 248,4 р. за тонну.
- Установление таксы за размещение отходов производства и потребления в непредназначенных местах. Расчет компенсации производится с использованием специальных коэффициентов. Для особых территорий (Крайний Север, Байкал, места экологических катастроф и подобные) применяется дополнительный коэффициент, равный 2.
Распределение по классам опасности выглядит следующим образом:
- Чрезвычайно опасные. Период восстановления ущерба отсутствует.
- Высоко опасные. Восстановление занимает около 30 лет.
- Умеренно опасные. Период восстановления около 10 лет после ликвидации вредного воздействия.
- Мало опасные. Для восстановления требуется 3 года.
- Практически не опасные. Воздействие на окружающую среду минимально.
Министерство природы РФ внесло поправки в государственный закон, направленные на усиление охраны окружающей среды и увеличение ответственности за нарушение закона.
Административные взыскания имеют верхнюю границу, в зависимости от виновника. Так, должностные лица платят до 50 тыс. руб., предприниматели до 100 тыс. руб., юридические лица до 250 тыс. руб.
По заявлению министра природных ресурсов, законопроект должен решить проблему оценки масштабов причиненного ущерба и компенсации вреда.
При хранении помета на птицефабриках свыше 1 года к хозяйству могут быть предъявлены определенные санкции. Штрафы назначаются в зависимости от вида отходов: куриный или гусиный помет перепревший (4 класс опасности), свежий (3 класс опасности).
Руководителям птицефабрик нужно знать, что с 2010 года действует определенный стандарт для помета. С этого времени продукт птичьей жизнедеятельности является «сырьем для производства органических удобрений». Подобное определение позволяет исключить помет из списка опасных отходов производства.
Следует принимать во внимание, что необходимо обеспечить переработку данной продукции. После этого предприятие может получить сертификат качества на побочный товар. Плата за размещение отходов на указанной территории не взимается, при условии их полной реализации.
Бесплатная консультация экспертов
Здравствуйте, готовлю иск и ходатайство о проведении экспертизы в суд на соседей квартиры, расположенной над…
Здравствуйте! Возможно ли проведение биологической (дендрохронологической) экспертизы деревьев (определение жизненного состояния, сроков рубки), какие условия…
Добрый день. Квартира в панельном доме на 9 этаже, окна выходят в переулок. Вне зависимости…
Задавайте любые вопросы