Дело No А56-94471/2017

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
11 ноября 2019 года
Дело No А56-94471/2017

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Радынов С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ишкининым А.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: Россия 191014, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, пр-кт ЛИТЕЙНЫЙ 39, ОГРН: 1099847008546);
ответчик: ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СЯСЬСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО- БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ» (адрес: Россия 187420, г СЯСЬСТРОЙ, Ленинградская обл ВОЛХОВСКИЙ р-н, ул ЗАВОДСКАЯ 1, ОГРН: 1024702048678);
о взыскании 4216857,35 руб.
при участии: от истца — Галкина Д.А. по доверенности от 22.10.2019; Саконджян Е.В. по доверенности от 22.10.2019;
от ответчика — Алексахина Ю.С. по доверенности от 24.01.2010; Горохова А.А, по доверенности от 25.01.2019;

установил :

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненном в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с ОАО «СЯСЬСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ» (далее Ответчик, Комбинат, природопользователь) 510729,48 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

В судебном заседании представитель истца заявил уточнения по сумме — 5108729,48 рублей и по наименованию, в настоящее время — СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (далее Истец, Департамент, Управление) РОСПРИРОДНАДЗОРА. Уточнения были приняты.

Представители Истца поддержали заявленные (уточненные) требования. Представители Ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к нему.

Исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, суд полагает в иске отказать.

Департамент наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о 23.04.2012г No183 «О наделении полномочиями главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования». Согласно полномочиям администратора доходов бюджета (статья 160.1 Федерального закона No 145-ФЗ от 31.07.1998 года), Департамент имеет право осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов; взыскивать задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Департамент по результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной природопользователем, согласно пункту 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года N 255 совершил перерасчет указанной декларации с образованием задолженности в размере 4216857,35 руб. (акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду No04-28/9739 от 18.08.2017 года) по следующим основаниям:

1/ природопользователем была ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ.

2/ при исчислении платы за сброс загрязняющих веществ природопользователем были применены неизвестные коэффициенты.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» изменен перечень веществ, по которым установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе введены новые вещества (Взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5). С 01.03.2016 года Приказом Росгидромета от 04.12.2015 N 736 введен в действие руководящий документ (далее РД 52.04.830-2015), устанавливающий методику измерения гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха. Согласно пункту 3 РД 52.04.830-2015 взвешенные вещества классифицируется не по химическому составу взвешенных веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе, при этом в соответствии с пунктом 6.2 РД 52.04.830-2015 гравиметрический метод измерений позволяет использовать фильтры с навеской для последующего определения химического состава взвешенных частиц. Согласно данным разъяснениям Росприроднадзором в письме от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502 к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, применяются ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от размера частиц в воздухе указанных веществ.

При исчислении платы за сброс загрязняющих веществ необходимо использовать ставки платы и дополнительные коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», а также коэффициенты, утвержденные Правилами исчисления платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.

Департаментом в адрес природопользователя был направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду с приложенным требованием о погашении задолженности в соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее Правила 255) на основании данных содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом негативном воздействии на окружающую среду, а также с учетом рассмотрения возражений природопользователя, представляемых природопользоваетелем на основании пункта 41 Правил No255.

Департамент также уведомил природопользователя о необходимости исчисления пени и уплаты пени на дату погашения указанной задолженности в соответствии с пунктом 33 Правил исчисления платы. Природопользователь в указанный срок задолженность и пени не оплатил.

Согласно уточненным данным Управления, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год с учетом поступившей оплаты от природопользователя составила 5108729,48 рублей

В адрес ответчика была направлена претензия, оставленная без удовлетворения, что и послужило обращению в суд.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон No 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 Закона No 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное

воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Закона No 7-ФЗ, государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 11, п. 12 статьи 16.3 ФЗ No7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 статьи 17 ФЗ No7-ФЗ от 10.01.2002 и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

Затраты, указанные в п. 11 названной статьи, и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (пункт 2 статьи 71 АПК РФ).

Судом установлено, что Департаментом 09.02.2016 года был согласован план по снижению сбросов Ответчику на период с 2016 года по 2020 год /т.1.л.д.129-132/.

Комбинат предоставил в Департамент отчет о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2016 год /т.1.л.д.133/, при этом реально произведенные затраты Ответчика в 2016 году на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду составили 8173311,10 рублей. Истцом данные затраты к зачету не приняты.

В подтверждении несения расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду ответчиком представлены: договор лизинга, договоры поставки, договоры подряда, акты приемки-сдачи, акты ввода в эксплуатацию, инвентарные карточки учета объекта основных средств, платежные поручения на общую сумму 8173311,10 рублей

По ходатайству ответчика по делу была назначена экспертиза.

По заключению комиссии экспертов Некоммерческого Партнерства «ФЕДЕРАЦИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ» АНО «ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ» от 06.06.2019 года: общая сумма, затраченная на природоохранные мероприятия Комбинатом за 2016 года, составляет 8173311,10 рублей. Экологический эффект в результате проведенных/реализованных природоохранных мероприятий в 2016 году имеется. Проведенные природоохранные мероприятия Комбинатом в 2016 году соответствуют требованиям статьи 17 Закона No 7-ФЗ /том 4/.

На основании изложенного суд заключает, что ответчиком доказано несение расходов в 2016 году на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые отвечают критериям Закона No 7-ФЗ, которые надлежит вычесть из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Поскольку размер затрат ответчика за 2016 год превышает размер заявленных требований Управления, в иске надлежит отказать.

На основании статьи 110 АПК РФ взыскать в пользу ответчика с Управления 282100 руб. судебных расходов на производство судебной экспертизы. Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил :

В иске отказать.
Взыскать в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СЯСЬСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ» с СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 282100 руб. судебных расходов на производство экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Радынов С.В.

A56-94471-2017_20191111_Reshenie

Похожие статьи

Бесплатная консультация экспертов

Имеет ли смысл проводить экспертизу шума
Анна - 22 часа назад

Конфликтная ситуация с соседями сверху. Мне слышно практически все, что происходит в их квартире: шум…

Проверить квартиру на радиоактивность
Роман - 22 часа назад

Здравствуйте! Купили в ипотеку квартиру спустя год начались проблемы со здоровьем с сердцем (экстросисталия) в…

Сколько будет стоить экспертиза на радиацию авто?
Клара - 22 часа назад

Здравствуйте! Мой муж водитель большегрузной машины Камаз, перевозит детали на ВАЗ. В неделю несколько раз…

Задавайте любые вопросы

2+16=