Нарушение экологического законодательства и его последствия

Неправильное обращение с природными ресурсами, утилизация отходов и другие типы экологических нарушений могут иметь весьма плачевные последствия. Наибольший вред наносится предприятиями, которые не соблюдают установленные законом правила.

При фиксации факта нарушения с юридического лица штрафы могут быть удержаны несколькими способами:

  • Выплаты, вносимые предприятием в обязательном порядке до 20 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.
  • Возмещение нанесенного урона согласно таксам или тарифам на восстановление с учетом масштаба происшествия.
  • Штрафные санкции, назначаемые в соответствии с административной или уголовной ответственностью.

Расчет нанесенного урона и предстоящих затрат на восстановление необходим при проведении проверки экологического соответствия предприятия нормам безопасности, при разработке документации на проект строительства, оценке привлекательных возможностей по вкладам, предупреждении экологических рисков.

В данный момент система оценки является далеко не совершенной, даже если принимать во внимание все методики. Со стороны предприятий часто появляется множество нареканий и жалоб на проведенные расчеты.

Если посмотреть на методическое обеспечение оценки ущерба, то явно будут заметны прорехи в избранных системах. Начиная с 1960 года, внимание правительства привлекают проблемы сохранности окружающей среды и воздействия промышленности на природу. Это широко освещается в прессе и других СМИ.

Основа современной методики исчисления нанесенного ущерба была разработана учеными Харьковского политехнического института совместно с Центральным экономико-математическим институтом.

В 1992 году вышло постановление Правительства № 632, которое устанавливало систему платежей, компенсирующих ущерб, нанесенный окружающей среде любыми хозяйствующими субъектами. Это постановление имеет силу и в данное время. В 2002 году был введен закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, который не позволяет предприятиям уклониться от выплат компенсаций, рассчитанных по соответствующим методикам.

Проведя анализ существующих официальных и неофициальных методов расчета, можно выделить следующие проблемы:

Нарушение экологического законодательства и его последствия

  1. Не утверждена единая методика расчета нанесенного ущерба. Техника расчета утверждается соответствующими ведомствами и министерствами, однако единой системы нет. Одни и те же методы не подходят для разных экологических систем, не применимы по отношению к разным видам производства, утилизации или переработки отходов.
  2. Разнообразие методик расчета. Большинство способов считаются универсальными, но при этом требуют дополнения друг друга. Отдельные сферы (вода, воздух, земля, лес, полигоны отходов и пр.) требуют исчисления урона, который не всегда возможен при использовании одной методики. Используемые методы могут быть как подробные (прямой учет ущерба), так и приблизительные (при больших масштабах катастрофы). В данном случае разнообразие методик не имеет положительного эффекта. При выборе методики возникают затруднения. Точно определить, каким именно способом необходимо воспользоваться в конкретном случае для точного вычисления нанесенного ущерба, становится сложно. Необходимо учитывать правомерность применения того или иного метода, его целесообразность и особенности.
  3. Расчет величины ущерба отличается при выборе разных методик. При одинаковых условиях результат может отличаться в десятки раз. В основном разбег происходит из-за разных коэффициентов тяжести преступления. Например, расчет ущерба из-за попадания нефтепродуктов в воду по различным методикам составляет от 1 до 3,5 на одну тонну вещества. Несоответствие коэффициентов друг другу и разная оценка их значимости приводит к значительным разногласиям. В одном способе в приоритете стоит территориальное значение, в другом ‒ стоимость и т.д.
  4. Разногласия в теории и практике применения исчисления. Во многих случаях незначительный выброс вредных веществ не имеет вредного воздействия на окружающую среду, однако при расчете во внимание принимается весь объем выбросов. Ассимиляционный потенциал диктует свои условия. К примеру, если предел допустимого значения составляет 300 кг, а общее количество выбросов 3000 кг, то в формулу должно подставляться значение 3000-300=2700. Сложность составляют расчеты безопасного количества того или иного типа для отдельных для различных территорий и экосистем. Особенности зависят от типа грунта, расположения, погодных условий и массы прочих признаков.
  5. Отсутствует система учета соединений вредных веществ. Смеси некоторых компонентов совершенно по-другому влияют на окружающую среду, чем по отдельности. Усиливая или нейтрализуя действие друг друга, они оказывают более или менее пагубное воздействие на природу. Стандартный подсчет от выброса отдельных элементов не отражает всю картину в целом.
  6. Не учитывается динамика распространения ущерба. По формулам методик рассчитывается прямой ущерб, нанесенный окружающей среде, но на самом деле, в зависимости от масштабов происшествия и его длительности интенсивность воздействия меняется. Первоначальная способность природы к ассимиляции позволяет нивелировать некоторое вредное воздействие, по мере накопления ядовитых веществ их действие усиливается, и радиус заражения увеличивается. Если учесть, что в одно и то же место могут попадать различные типы отходов, то результат может быть совершенно непредсказуемым. Таким образом, прямолинейный способ исчисления не всегда точно отражает количество урона, особенно при длительном воздействии на окружающую среду. В виде графика это будет выглядеть как прямая на оси при линейном исчислении и как кривая при адаптации методики.
  7. Нет четкого определения предельно допустимой концентрации вредных веществ того или иного типа, для различных экосистем. Если воздействие характеризуется минимальными показателями, то возможно, что в данном случае ущерб не наносится. После достижения определенной массы или концентрации окружающая среда исчерпывает свои лимиты по защите и переработке вредных веществ. Большое количество какого-либо материала может негативно сказаться на компоненте окружающей среды, который не восприимчив к малым дозам того же материала.
  8. Несоразмерная величина штрафов и платежей с величиной нанесенного ущерба. В большинстве методик применяются базовые ставки за то или иное нарушение. Применение такого подхода приводит к тому, что сумма компенсации, выплачиваемая виновником, в десятки раз меньше реального урона. Для каждого предприятия разработаны перечни допустимых выбросов и сбросов, определен лимит размещения отходов. Если воздействие происходит в пределах указанных величин, то предприятие платит, лишь за загрязнение окружающей среды, потому как ассимиляционный потенциал окружающей среды предотвращает негативные последствия. При превышении показателей суммы компенсаций значительно возрастают. Однако все это не покрывает реальный урон, нанесенный окружающей среде.
  9. Индексация платежей по соотношению к уровню инфляции. Ставки за негативное воздействие на окружающую среду ежегодно озвучиваются в Федеральном Законе «О бюджете», при этом в расчет принимается индекс значительно меньше реального. Именно такие несоответствия разработанных способов расчета текущей инфляции не позволяют в полной мере компенсировать ущерб, нанесенный природе.
  10. Отсутствие учета аккумуляции ущерба. Методики определения урона полученного окружающей средой предусматривают только определение текущего урона. Оценка происходит без внимания к предполагаемому вреду. Выброс отходов может привести к длительному воздействию на окружающую среду, урон от которого будет значительно выше, чем в текущий момент.
  11. Неэффективность проработки методик учета урона с точки зрения взаимодействия отдельных элементов экосистемы (воздух – вода – земля – недра – грунтовые воды и т.д.) между собой.
  12. Неопределенность направленности урона. Ущерб исчисляется в целом, не принимая в расчет отдельные уровни. Например, конкретных жителей, пострадавших от выброса химикатов; фермы, потерявшие поголовье скота при попадании вредных веществ на пастбище, и другие подобные ситуации.
  13. Учет ущерба производится без отсылки на период. Методика расчета предполагает, что урон исчисляется причиненным вредом за тот или иной период по сравнению с предыдущим. Ущерб от большинства вредных веществ длится значительно дольше, чем берется во внимание. В методиках расчета не указывается, за какой период берется информация, за все время или какой-то отрезок.
  14. Нет конкретики в структуре расчета величины урона. В результате расчетов по имеющимся методикам практически невозможно выделить отдельные составляющие в соответствии с долей участия тех или иных компонентов в общей массе.

Результаты от попадания в ту или иную схему вредных выбросов могут зависеть от климата, ландшафта, сезона. При расчете величины нанесенного вреда необходимо учитывать все обстоятельства, включая время воздействия, количество вредных веществ, уровень опасности и т.д.

На фоне основных проблем, возникающих при проведении оценки, важно уделить внимание и некоторым второстепенным сложностям. Данные недостатки системы возникают из-за несовершенства мониторинга и статистики в данной области:

  1. Расхождение данных между официально приведенными и реально имеющимися. Методологические вычисления рассчитаны на большой перечень компонентов, но при этом статистический подход предусматривает ограниченное количество наименований. Основной упор делается на взаимодействие вредных выбросов с определенным участком экосистемы (вода, воздух, почва и т.д.).
  2. Отсутствие учета выбросов до определенного уровня. Если предприятие в процессе деятельности не превышает установленную норму, то это не принимается во внимание и не требует записи в экологическую отчетность. Однако воздействие имеется, пусть и не в катастрофических масштабах. К тому же, внимание уделяется количеству вредных выбросов, без учета того, что воздействие одного компонента может в десятки раз превышать воздействие другого.
  3. Разнообразие статистических анкет. Не разработана одна единая форма, позволяющая точно определить нанесенный вред, учитывая все особенности.
  4. Отсутствие официально доступной статистики для расчета вредного воздействия как элемента риска неблагоприятных происшествий.
  5. Недоступность в итоговой отчетности необходимых данных о воздействии отдельных компонентов. Опубликованные данные показывают общую картину для того или иного региона без уточнения что именно привело к сложившейся ситуации. Рассчитать точную величину вредного воздействия становится сложно из-за отсутствия детального описания. Не учитываются особенности конкретного события.

Для совершенствования системы экологического контроля и учета вредного воздействия следует принять некоторые меры, позволяющие оптимизировать всю процедуру. Необходимо установить определенный порядок контрольных замеров и других функций для эффективного решения поставленных задач.

Следует изменить систему мониторинга для повышения качества оценки влияния на окружающую среду тех или иных компонентов. Данный шаг позволит более точно идентифицировать источник загрязнения и дать более точную количественную оценку. Нужно увеличить количество постов мониторинга, обязать соответствующие службы углубить проверки и сделать их более частыми, для отслеживания динамики воздействия и оценки масштабов происшествия.

В данное время методический подход не дает возможности объективно и качественно оценить величину ущерба при нарушении природоохранного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации следует обратить внимание на имеющиеся недостатки системы и предпринять меры по налаживанию всего процесса в целом. Более точное определение величины ущерба позволит установить штрафы в соответствии с обстоятельствами и тяжестью происшествия.

Похожие статьи

Бесплатная консультация экспертов

Определить вид и состав почвы
Юлия - 4 недели назад

Добрый день. По условиям договора подрядчик должен завезти на участок торфяно-песчанную смесь в определённой пропорции.…

Можно ли сделать анализ песка?
Александр - 4 недели назад

Можно ли сделать анализ песка, найденного в автомобиле. С целью понять, с какого региона он,…

Что входит в экспертизу почвы?
Христина - 4 недели назад

Проводит ли Ваша организация экспертизу почвы, и что в нее входит?

Задавайте любые вопросы

15+19=

Задайте вопрос экспертам